Сюрпризы от "автогражданки", или какие изменения нам готовят депутаты?7 декабря депутаты проголосовали за внесение в повестку дня нынешней сессии Верховной Рады законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, касающиеся обязательного страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств" Как задекларировали авторы данного законопроекта, его принятие "повысит стойкость системы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств к влиянию кризисных явлений, улучшит качество обслуживания и уровень защиты потерпевших в ДТП"... Обо всем по порядку. Прежде всего, авторы документа умудрились придумать еще одну причину остановки - для проверки гаишниками полиса "автогражданки" во время осуществления надзора за дорожным движением. Тоесть теперь машины можно будет останавливать в любом месте и в любое время. Этим страховщики хотят убить двух "зайцев": отказаться от "стикера", на каждом из которых они смогут сэкономить копеек 50, и ужесточить контроль за наличием полисов у водителей. Кстати, проверку наличия полисов "автогражданки" хотят организовать также при регистрации и перерегистрации транспортных средств, чтобы их страховали еще до регистрации. Да и вообще, по новой концепции застрахованными должны быть все транспортные средства без исключения, причем постоянно, независимо от того, используются они сезону или не используются вообще. Поэтому из предлагаемой редакции закона исчез пункт, предусматривающий, что страхование транспортных средств, не участвующих в дорожном движении, не обязательно. Соответственно, "короткие" полисы (выдаваемые менее чем на год) будут отменены. Заодно хотят отменить и систему "бонус-малус", предусматривающий скидки на страховые полисы для тех, кто ездит без аварий, и надбавки для "аварийщиков". Здесь тоже все упирается в экономию: большая часть водителей (многие миллионы) ездит без аварий, а в масштабах страны скидки для них это огромные потери для страховых компаний при оформлении полисов, которые не покрываются за счет надбавок, поступающих от тех же "аварийщиков". Исключительно из экономических соображений авторы законопроекта (разработанного на самом деле страховщиками) предложили отказаться от выплаты потерпевшим в ДТП морального ущерба. А заодно с потерпевших будут удерживать 20% стоимости страхового возмещения (НДС), если они захотят получить полагающуюся им сумму на свой расчетный счет. Собственно, проблемы с получением НДС потерпевшими существовали и до этого, но теперь их решили официально узаконить. С целью все той же экономии законодатели существенно расширили перечень случаев, в которых к автовладельцам может быть предъявлен регресс. Так, при совершении ДТП «в сфере, предусматривающей более высокий корректирующий коэффициент» (например, если полис выписан в пригороде, а ДТП произошло в городке), либо если за рулем в этот момент находился водитель с меньшим стажем, чем указано в полисе, либо если за рулем автомобиля, застрахованного по «льготной» схеме, находился не его владелец, половину выплаченных страховой компанией средств, должен будет возместить виновник ДТП, несмотря на наличие у него действующего полиса «автогражданки». Сейчас страховщики громогласно заявляют, что лимит ответственности по ущербу, причиненному жизни и здоровью потерпевших в ДТП, составляет 100 тыс. грн. Именно этим в значительной мере объясняется и происшедшее не так давно подорожание полисов "автогражданки". Но реальные выплаты по данному виду страхования тщательно скрываются, и есть все основания полагать, что в среднем они не превышают 1000 грн. Поэтому предлагаемое введение минимально гарантированных выплат потерпевшим - большой плюс. Хотя и этот плюс только символический. Ведь 30 грн. компенсации за день, проведенный в нашей условно-бесплатной больнице, иначе как издевательством не назовешь. Потерпевшим же в ДТП, которые погибли или стали инвалидами, обещают выплачивать от 12 до 36 тыс. грн. В каком же случае можно будет получить максимально возможные 100 тыс. грн., пока остается загадкой. В числе нововведений предлагаемый законопроект предусматривает возможность прямого урегулирования убытков, когда потерпевший сможет обращаться за возмещением в свою страховую компанию, а не в компанию виновника. Спору нет, это очень удобно. Но на самом деле - это не более чем обещания. Ведь если все "синяки и шишки" водителям обещают через полгода после принятия данного закона (судя по всему, он вступит в силу летом 20 12 года), то "пряник" запланирован аж на 1 января 2014 года. А до этого времени многое может измениться... Главное научно-экспертное управление Верховной Рады хотя и раскритиковало данный закон по отдельным пунктам, все же рекомендовало принять его в первом чтении с учетом сделанных замечаний уже до конца декабря.